Резка промышленных проемов: www.rezkabetona.su 
Навигация
Популярное
Публикации «Сигма-Тест»  Металлы и материалы для инструмента 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 [ 70 ] 71 72 73 74 75 76 77 78

ро-восточных, в период с 1 апреля по 31 октября и зимние с облегченным фрикодонным составом, предназначенные для применения с 1 октября по 1 апреля. В южных районах страны можно использовать летние бензины в течение всего года, в северных и северо-восточных - бензины зимнего состава.

Область применения автомобильных бензинов приведена в табл.13.6.

13.4. Д1зепьные топлива

В зависимости от климатических условий использования автотракторных быстроходных дизельных двигателей с частотой вращения коленчатого вала более 1000 мин в соответствии с ГОСТ 305-82 применяют три марки дизельного топлива (табл. 13.7).

Дизельное топливо марки Л (летнее) применяют дпя эксплуатации при температуре окружающего воздуха О ° С и выше, марки 3 (зимнее) -при температуре окружающего воздуха до минус 20 °С, марки А (арктическое) - при температуре окружающего воздуха до минус 50 °С.

Все топлива должны иметь: золность не более 0,01 % (с государственным Знаком качества - 0,008 %); коксуемость 10 %-ного остатка-не более 0,3 % и коэффициент фильтруемости - не более 3.

При отсутствии топлива нербходимой марки можно использовать их заменители: осветительные керосины или их смеси с дизельными топливами других марок. Количественный состав заменителей определяется необходимостью исправления главного лимитирующего показателя - температуры застывания топлива - из расчета, что 25 % осветительного керосина (или топлива Т-1, ТС-1) снижает температуру застывания топлива на 8-12 °С.

Использование заменителей должно быть ограничено, так как при работе на них увеличивается жесткость работы двигателя и повышается износ.

13.5. Газовые автомобилЫ1ые топлива

Основными источниками получения газовых автомобильных топлив являются природные газы и продукты переработки нефти (табл.13.10). В настоящее время, уздстывая огромные запасы природного газа и ускоренное развитие газовой промышленности, все большее развитие получают автомобили, работающие на сжатых природных газах (СНГ). Для обеспечения работы автомобилей применяют две марки СПГ-А и Б (табл. 13.8), выпускаемые в соответствии с ТУ 51-16.6-83 Газ природный сжатый, топливо дпя газобаллонных автомобилей .

Из табл. 13.8 следует, что марки А и Б сжатого природного газа отличаются только содержанием метана и азота.

Основные физико-химические свойства газа марок А и Б приведены в табл. 13.9, из.которой видно, что по теплофизическим свойствам марки А и Б отличаются несущенственно: по плотности не более 4 %. Температура воспламенения СПГ в 3 раза выше бензина и составляет 635-645 С в камере сгорания двигателя, что затрудняет запуск двигателя, особенно при пониженных температурах окружающего воздуха.

Природный газ в 1,7 раза легче юэдуха, поэтому при утечках он поднимается вверх, скапливаясь (при отсутствии вентиляции) в верхних частях помещения. При дросселированнн природного газа, например, в газовом редукторе температура его резко понижается.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ГЛАВЕ 13

1. ГОСТ 2084-77, 305-82, 20448-80; ТУ 51-16.6-83.

2.Васильева Л. С. Автомобильные эксплуатационные материалы - М Транспорт, 1986. - 280 с.

3. Справочник нефтепереработчика/ Под ред. Г. А. Ласточкина н др. - Л Химия, 1986. - 648 с.

4. Р о в к а X С. е., К.н с е л е в М. М., Р о в к а х А. С. Техническое обспу-живанне н ремонт строительной техники. Справочник. - М.: Стройнздат, 1986. -284 с. .

5.Гулков А. 3. Экономия светлых нефтепродуктов на транспорте - М Транспорт, 1985. - 304 с.

6. М и л у ш к и н А. А., Ч е р н я й к и н В. А. Справочник водителя автомобиля. - М,: Транспорт, 1985.-171 с.

7. П о к р о в с к н й Г. П. Топливо, смазочные материалы н охлаждающие жидкости. - М.: Машиностроение, 1985. - 196 с.

8. Г у р е е в Л. Л.; С е р е гн н С. П., А з е е в В. С. Квалификационные методы испытаний нефтяных топлив. - М.: Химия, 1984. - 186 с.

Глава 14. АВТОМОБИЛЬНЫЕ СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

14.1. Технико-эксплуатационные требования к смазочным маслам

Смазочные масла представляют собой продукты, получаемые из нефти, и состоят из циклановых, ароматических, циклоароматических и алканоциклоароматических углеводородов.

Условия работы масел в агрегатах автомобилей постоянно усложняются. Форсирование нагрузочных и скоростных режимов ДВС, увеличение удельных нагрузок на детали агрегатов трансмиссии и сочетания различных видов нагружения приводят к росту температуры агрегата и, как следствие, к интесификации процессов старения масла.

К основным эксплуатационным требованиям, предъявляемым к маслам, можно отнести:

14 Зак. 2584 .,



бесперебойное поступление ко всем узлам трения в агрегате;

удерживание масла в узлах трения на всех режимах работы агрегата, в том числе и в период остановки;

образование и удержание надежных и прочных масляных пленок на трущихся поверхностях;

охлаждение трущихся деталей и отвод тепла от мест хрения;

вынос продуктов изнашивания из зоны трения и защита этих зон от проникновения в них вредных реагентов из внешней среды;

уплотнение зазоров в сопряжениях работающего агрегата;

возможно большая стабильность при окислении, механическом воздействии и обводнении, позволяющая обеспечить большой срок службы масла до замены без ущерба для надежности агрегата;

минимальная токсичность, низкая стоимость и широкая сырьевая база.

Соответствие масел указанным требованиям возможно в том случае,

если масла будут:

обладать оптимальными вязкостными свойствами, обеспечивающими надежную и экономическую работу агрегатов на всех режимах;

иметь хорошую смазывающую способность для предотвращения интенсивного изнашивания деталей;

обладать достаточной химической стойкостью, обеспечивающей минимальное изменение структуры и образование коррозийно-активных включений и отложений;

обладать устойчивостью к процессам испарения, вспенивания и образования эмульсий, а также к вьшадению присадок;

защищать трущиеся поверхности от воздействия агрессивных сред.

Вязкость - основной показатель качества смазочного масла, влияющий на образование жидкостного трения. Вязкость при рабочей температуре агрегата должна иметь оптимальное значение, так как повышенная вязкость ведет к увеличению сопротивления передвижения деталей, а пониженная - к нарушению величины минимального зазора, необходимого для существования жидкостного трения.

Основным показателем качества масел является кинематическая вязкость, определяемая по ГОСТ 332-69 и выражаемая в стоксах с размеренностью см*/с (1 Ст = 100 сСт).

Вязкосгно-гемперагурные свойства характеризуют изменение вязкости масла при изменении температуры и оцениваются индексом вязкости. Чем выше этот показатель, тем лучше вязкостно-температурные свойства масла, тем меньше изменяется его вязкость при изменении температуры, тем лучше пусковые качества масла.

Содержание водорастворимых кислот и щелочей в масле характеризует тщательность отмывки от химических реагентов процессов очистки масел или присутствие щелочной присадки.

Температура вспышки (ГОСТ 6356-75) характеризует огнеопасность масел или присутствие в них легкоиспаряющихся фракций.

Зольность (ГОСТ 1461-75) характеризует в маслах с присадками количество присадки, а в маслах без присадок - количество несгораемых примесей.

Содержание бария, кальция, цинка и фосфора характеризует наличие присадки, содержащей данные металлы.

Коррозийность масел (ГОСТ 20502-75) оценивается по убьши массы свинцовых пластинок марки Cj или Сг , контактирующих с испытуемым маслом. Чем больше этот показатель, тем более склонно масло к коррозийному воздействию на металлы двигателя.

Моющие свойства характеризуют склонность масла образовывать лакообразные отложения на стенках поршней и вызывать пригорание поршневых колец. Эти свойства выражают в баллах: чем выше баллы, тем хуже масло (ГОСТ 5726-53).

142. Ассортимент моторных масел и смазок и области их применения

Смазочные масла по применению подразделяются на моторные, трансмиссионные, специальнь1е, машинные и масла различного назначения.

14.2.1. Моторные масла

Современная классификация .моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 предусматривает обозначения, указанные в табл. 14.1 и 14.2 (классы вязкости), а также:

М - моторное масло; цифра - класс вязкости при 100 °С, буква -назначение в соответствии с эксплуатационными свойствами;

индекс при буквах: 1 - для карбюраторных двигателей, 2 - для дизелей. Отсутствие индекса указывает на то, что масло универсальное, т. е. пригодно и для карбюраторных, и для дизельных двигателей (табл. 14.3).

Основу современных смазочных масел для двигателей составляют хорошо очищенные базовые масла, качество которых улучшено различными присадками, добавляемыми в количестве, определяемом требуемым уровнем эксплуатационных свойств (табл. 14.4).

Для карбюраторных двигателей выпускаются масла четырех групп - А, Б, В, Г (табл. 145). Наиболее распространенным всесезонным маслом для двигателей ГАЗ-53, ЗИЛ-130, Урал-375 и др. является масло M-SBj с комплексом эффективных присадок (табл. 14.6). При его отсутствии допускается эксплуатация этих двигателей и на М-вБ], а масло М-8А допускается использовать только как заменитель. Масло группы Г: М-] 2Гг (летнее), М-8Г, (зимнее) и М-63/1ОГ (всесезонное) разработаны специально для двигателей семейства ВАЗ. В настоящее время они применяются и для других современных двигателей легковых автомобилей (табл.14.7). 14*



к всесезонным маслам относятся также М-6з/10В и М4з/6Б. Все загущенные масла обладают очень хорошей вязкостно-температурной характеристикой и обеспечивают высокую готовность автомобиля к работе в зимних условиях. Пуск двигателя без подогрева возможен при температурах -30 -40 °С. Масло М-6з/10В относится к универсальному дол-гоработающему. Оно обеспечивает бессменную надежную работу карбюраторных двигателей (кроме автомобилей ВАЗ) до 18 тыс. км, а мапо-и среднефорсированных дизелей - до 15 тыс. км.

Показатели качества универсального масла

При 100 С вязкость, сСт........................10+0,5

О °С не более..................900

-leC не бопее..................6000

Индекс вязкости, не менее.......................НО

Температура застывания, С, не выше (для масла, в качестве основы которого в ято масло АСВ,

температура застывания -40 С)...................~30

Сульфатная зольность, 9о, не выше...................1.3

Температура вспышки. С, не ниже..................190

Механические примеси, не более..................0,02

Коррознйность, г/м , не более.....................5,0

Моющие свойства, баллы, не более.................1,0

Вода.....................................следы

Масла для дизелей более вязкие, чем для карбюраторных двигателей. Это вызвано повышенными удельными нагрузками на детали криво-шипно-шатунного механизма и более высокими тепловыми режимами работы. В силу этого дизельные, масла должны обладать более высокими эксплуатационными требованиями, что достигается подбором соответствующих присадок.

Масла для автомобильных дизелей принадлежат к группам Б, В и Г с номинальной вязкостью при 100 °С 8 сСт (зимой) и 11 сСт (летом) (см. табл. 14.7),Масла М-8Б2 надо применять для малофорсированных двигателей зимой и М-ЮБг летом; масла М-вВ и M-IOB2 - соответственно зимой и летом для среднефорсированных дизелей (ЯМЗ-236, -240 и др.). Дизельные масла группы Г, имеющие высокое щелочное масло и, следовательно, обладающие максимальной нейтрализирующей способностью, предназначены для двигателей ЯМЗ-238Н, -240Н и автомобилей КамАЗ.

При эксплуатации масла его характеристики изменяются. Наиболее достоверным критерием установления периодичности смены масла -оценка качества работающего масла по браковочным показателям (табл. 14.8). Замену масла по браковочным показателям необходимо производить, если достигнуты предельные значения одного или нескольких показателей.

Общество автомобильных инженеров (SAE) разработало классификацию масел по вязкости (табл. 14.9). Условный цифровой индекс вязкости зарубежного масла входит в обозначение масла. Для зимних и всесоюзных масел в обозначение вводят букву W. Кроме того, классификация моторных масел, разработанная американским Нефтяным институтом (API) предусматривает деление их на две группы, имеющие буквенные обозначения:

S (сервис) - для карбюраторных двигателей;

С (коммерческие) - для дизелей.

Уровень эксплуатационных свойств обозначается дополнительными буквами:

SA - масла без присадок для старых типов карбюраторных двигателей;

SB - масла с антиокислительными и противозадирными свойствами для ДВС, работающих с небольшой нагрузкой;

SC - масла, предназначенные дпя ДВС 1964-1967 гг. выпуска и обеспечивающие защиту от низко- и высокотемпературных отложений, изнашивания и коррозии;

SD - масла дпя ДВС, выпущенных в 1968-1972 гг. с более высокими качествами по сравнению с группой SC;

SE - масла, превосходящие по качеству группу SD и предназначенные для ДВС, выпускаемых с 1972 г.;

SF - масла, производимые с 1980 г. и имеющие по сравнению с группой SE более высокую стабильность, лучшие антиокислительные и смазывающие свойства.

14.2.2. Трансмиссионные масла

Трансмиссионные масла предназначены для смазывания зубчатых передач, подшипников и других деталей и узлов автомобилей. Условия работы трансмиссионных масел имеют ряд особенностей: высокие удельные нагрузки в зоне зацепления зубчатых колес (иногда со скольжением), условия граничного трения (особенно в начале работы), высокие скорости относительного скольжения зубьев, широкий интервал рабочих температур и др.

К наиболее важным требованиям, которым должны удовлетворять эти масла, относят: уменьшение износа деталей трансмиссии; уменьшение сил трения; отвод тепла; удаление продуктов износа из зон трения сопряжений; отсутствие коррозионной агрессивности по отношению к деталям; отсутствие вспенивания и возможно меньшее изменение свойств масел при работе; защита деталей трансмиссии от ударных нагрузок.

В зависимости от напряженности работы агрегатов трансмиссионные масла подразделяются на следующие группы:

без присадок или с мягкими противоизносными присадками дпя цилиндрических, конических передач, работающих при умеренных нагрузках и невысоких рабочих температурах;



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 [ 70 ] 71 72 73 74 75 76 77 78



© 2010 www.sigma-test.ru Санкт-Петербург: +7 (812) 265-34-48, +7 (812) 567-94-10
Разработка и поддержка сайта: +7(495)795-01-39 после гудка 148651, sigma-test.ru(my_love_dog)r01-service.ru
Копирование текстовой и графической информации разрешено при наличии ссылки.